В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что могут судебные приставы с дачным участком?».
Живу на даче у друзей, могут ли приставы описать имеющееся здесь имущество?
На самом деле пристав может описать все имущество, которое будет в том доме, в котором живет должник, за исключением того имущества, на которое есть документы о том, что оно не принадлежит должнику. В исполнительном производстве действует презумпуия принадлежности имущества должнику. Приставу все равно, он исполняет свои обязанности, а для ваших друзней есть статья 119 ФЗ «Об исоплнительном производстве».
Выход есть: составить договор аренды с вашими друзьями, согласно которого вам в аренду предоставили жилье с мебелью. Вот это для пристава аргумент.
Будут сложности в работе с приставами, обращайтесь.
Здраствуйте! Не беспокойтесь. По закону судебные приставы-исполнители имеют право описать только то имущество, которое по докуменатм находится в Вашей собственности, то есть только то, что подтверждено дкументально. Описать имущество Ваших друзей не имеют право, Вы лишь пользуетесь их имуществом, а не имеете его в собственности.
Согласен, волноваться не тоит, право описать они не имеют. Но, исходя из практики, они скорее всего опишут, поэтому Вам прийдётся подготовить заявление на имя главного судебного пристава и указать, что это имущество Вам не принадлежит и подтвердить это хотябы объяснением Ваших знакомых.
приставы исполнители имеют право арестовать то имущество которое принадлежит именно вам
Дачный участок
Популярные публикации
Последние комментарии
Дачу могут отобрать по новому закону
С 1 декабря вступил в силу скандальный закон №251-ФЗ — отныне дачник может неожиданно обнаружить, что собственником участка он уже не является.
Президент Путин в Послании Федеральному собранию призвал активнее отбирать у собственников и продавать на аукционах сельскохозяйственные земли — таким образом в оборот должны вернуться «миллионы гектаров пашни».
Эксперты опасаются, что жертвами новой волны «раскулачивания» станут не банки, скупившие тысячи гектаров «про запас», — как показывает практика, у банков есть деньги, чтобы договариваться с администрациями и откупаться от земельных инспекторов.
Зато землю по суду уже начали отбирать у бывших колхозников, которые получили по два-три гектара от колхозов еще в 90-е годы. Большинство колхозников продали свои паи тем же банкам или земельным спекулянтам за копейки. Однако есть такие принципиальные, кто до сих пор держится за свой пай: сажает на гектарах картошку либо сдает землю фермерам и колхозам под выпас скота.
Вроде бы и обработанная землица, но у земельных инспекторов всегда найдется повод найти массу нарушений: например, земля обрабатывается не так, как надо, а это снижает ее плодородие. Так что отдавайте свою землицу в собственность администрации, а там уже чиновники придумают, куда ее приспособить: переведут под дачное или иное строительство, продадут за хорошие деньги.
Но не надо думать, что муниципальные власти ограничатся «раскулачиванием» владельцев сельхозземли, аналогичные процедуры изъятия теперь будут производить и в отношении обычных дачников, владельцев тех же шести соток.
С 1 декабря 2015 года вступил в силу Федеральный закон №251-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
«Новая норма законодательства по факту узаконит порядок отъема земельных участков более чем у 80% граждан России.
Отнимать и продавать с молотка смогут земли, предоставленные гражданам под садоводство, огородничество, дачное хозяйство, ИЖС, ЛПХ (личное подсобное хозяйство) и даже под гаражное строительство.
Людмила Голосова, председатель профсоюза садоводов России, объясняет механизм «законного раскулачивания»: «В прежней редакции подать документы на государственную регистрацию права собственности могли только правообладатели недвижимости, стороны договора (когда речь идет о сделке купли-продажи или дарения) или их доверенное лицо. В новой редакции круг таких лиц расширился: теперь зарегистрировать право собственности на чужой участок могут также судебные приставы-исполнители и органы местного самоуправления».
Перед этим органы местного самоуправления должны вынести постановление о признании данного дачного участка или иной земли (возможно, со строениями) бесхозной. Тут вообще все просто — в закон №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заранее внесли пункт 4.1 статьи 45 в новой редакции, где говорится, что если с момента постановки на кадастровый учет прошло пять лет и земельный участок или дом не были внесены в ЕГРП, то его снимают с кадастрового учета.
Людмила Голосова написала письмо президенту, в котором напоминает: новый закон противоречит старому Федеральному закону №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 г.: «И это был первый федеральный закон, под которым Вы, уважаемый Владимир Владимирович, поставили свою первую подпись как Президент России! Возникает вопрос: мы в правовом государстве живем? Если Россия правовое государство, то по какому праву издается распоряжение Правительства РФ №2236-р, которым указано снимать с кадастрового учета земельные участки, ранее поставленные на данный учет в законодательном порядке?»
После этого власть автоматически объявляет участок и строения бесхозными и забирает в свою собственность. Затем «раскулаченное» имущество выставляется на аукцион.
В России 70-80% земельных участков в законодательном порядке поставлены на кадастровый учет и не внесены в ЕГРП — это позволяет закон начиная с 1992 года. «Теперь все эти участки «улетают» в собственность муниципалам, — предупреждает Голосова. — Власти могут подать документы на госрегистрацию отнятой земли без суда, по своему собственному усмотрению будут признавать участки бесхозными. Очевидно, что чиновники начнут беспредельничать и доказать что-то будет невозможно».
Более того, закон даже не обязывает чиновников ставить владельцев участков в известность, что с их собственностью проделываются подобные манипуляции.
И такое будет твориться по всей стране, включая многострадальный Крым. «Председатель Заксобрания республики Крым Константинов сообщил, что 80% владельцев земель не могут подтвердить свои права, видимо, надо понимать, что они не внесены в ЕГРП, и эти участки могут быть проданы с молотка», — комментирует Голосова.
По ее мнению, «такому беспределу со стороны власти невозможно подобрать слова»:
«Граждане нашей страны России, которые на законных основаниях получили землю, руководствуясь федеральными законами №28-ФЗ от 02.01.2000г., №122-ФЗ от 27.07.1997 г., ЗК РФ, ГК РФ, Конституцией РФ, которые находятся на своей земле 30-70 лет, возвели дома, вырастили сады, теперь должны их отдать государству в собственность? Или чиновники предложат гражданам выкупать свои же дома, выставленные на аукцион?»
По статистике Профсоюза садоводов России, дачные участки сегодня имеют 70 млн человек. Большая их часть была выделена еще во времена СССР «навечно и безвозмездно» — кроме того, дачники были освобождены от налогов.
Аделаида Сигида
P.S. Мы ждем публикации подзаконных актов к Федеральному закону №251-ФЗ, и юристы обязательно прокомментируют его положения.
КАК СОХРАНИТЬ ДАЧУ?
1. Надо срочно проводить государственную регистрацию земельных участков по «дачной амнистии», по которой достаточно отнести в регистрирующий орган либо постановление главы администрации, либо старое свидетельство на право собственности на землю, либо государственный акт на бессрочное пользование плюс кадастровый паспорт раздела КВ1.
2. Также можно провести государственную регистрацию своих домов по декларации, которую надо заполнить по два экземпляра на каждое строение и, заплатив государственную пошлину, подать на госрегистрацию.
3. Можно одновременно подавать на госрегистрацию и землю, и строения.
4. Если с момента постановки на кадастровый учет прошло 5 лет и земля, и дом не были внесены в ЕГРП, то их снимают с кадастрового учета (новая редакция закона №221-ФЗ, п. 4.1 ст. 45).
5. В прежней редакции закона №251-ФЗ подать документы на регистрацию права собственности могли только правообладатели недвижимости, а с 1 декабря 2015 г. также судебные приставы и органы местного самоуправления.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Приставы вправе сносить самовольные постройки должников на земельных участках взыскателей
Судебные приставы получат carte blanche при принудительном освобождении земельных участков от присутствия должника и его имущества, в том числе путем сноса самовольных построек. Кроме того, они смогут по просьбе должника, взыскателя или по собственной инициативе производить зачет встречных однородных требований по исполнительным документам о взыскании денежных средств. Эти и другие изменения начали работать уже 10 января.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“» (далее — Закон), который вступил в силу 10 января этого года, содержит множество изменений: новые виды исполнительных действий и мер принудительного взыскания, новые минимальные размеры исполнительских сборов, конкретизацию сроков направления имущества для реализации, сроков подачи заявления о возбуждении исполнительного производства в некоторых случаях, а также порядка направления извещений.
Новая мера принудительного исполнения — освобождение земельных участков
Закон дополнил перечень мер принудительного исполнения новым пунктом «Принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества». До сих пор в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) было предусмотрено освобождение только нежилых помещений от присутствия должника и его имущества. А защита прав законных владельцев земельных участков могла осуществляться путем сноса самовольных построек на основании соответствующего исполнительного документа (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 05.03.2013 по делу № А55-18837/2012). Однако, во-первых, при расположении на земельном участке нескольких объектов вопрос о сносе необходимо было решать отдельно, а во-вторых, снос самовольных построек не означал, что земельный участок будет освобожден, ведь на нем могло находиться и иное имущество должника.
Новая мера принудительного взыскания включает в себя освобождение указанного в исполнительном документе земельного участка от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение ему пользоваться освобожденным земельным участком. При этом снос расположенных на участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций будет производиться, только если это указано в исполнительном документе (п. 10.2 ст. 68, ст. 107 Закона об исполнительном производстве в ред. Закона). Снос предполагает не только разборку, демонтаж или разрушение недвижимости, но и уборку строительного мусора. Проводить снос можно только в присутствии понятых, при необходимости также сотрудников ОВД, с составлением акта о сносе объекта недвижимости и описи имущества. Для осуществления сноса приставы вправе, но не обязаны, привлечь специализированную организацию, хотя с трудом можно себе представить снос построек силами самих приставов. При этом пристав вправе предложить взыскателю самому оплатить расходы, связанные с принудительным освобождением земельного участка, которые затем будут возмещены за счет должника по общим правилам.
Процентный размер исполнительского сбора менять не решились
Законопроект № 293486-6, ставший теперь Законом, при его внесении в июне прошлого года в Госдуму предполагал увеличение размера исполнительского сбора с 7 до 10% при принудительном исполнении исполнительного документа. Действующий до недавнего времени минимальный размер сбора предполагалось сохранить, добавив лишь минимум для должников — индивидуальных предпринимателей в размере 5000 руб. (см. «ЭЖ», 2013, № 23, с. 09).
В итоге инициатива Правительства РФ была поддержана не полностью: размер исполнительского сбора по-прежнему составляет 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. А вот минимальный размер сбора увеличен Законом в два раза:
- для должников-организаций до 5000 руб.;
- для должников-граждан до 1000 руб.
Исполнительский сбор для должников — индивидуальных предпринимателей в Закон тоже включили, но в том же размере, что и для граждан (ч. 3 ст. 112 Закона).
Кроме того, уточнен порядок взыскания исполнительского сбора при наличии нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя. Такой сбор взыскивается с каждого из должников в вышеуказанных размерах (новая ч. 3.1 ст. 112 Закона).
При неисполнении исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника — гражданина или индивидуального предпринимателя будет взыскиваться в размере 5000 руб., с должника-организации — 50 000 руб., то есть в десять раз больше, чем прежде (ч. 3 ст. 112 Закона).
Приставы смогут проводить зачет встречных однородных требований
Еще одно изменение, несомненно, заслуживающее внимания, — это дополнение перечня исполнительных действий зачетом встречных однородных требований, который теперь вправе осуществлять судебные приставы — исполнители (п. 16.1 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве в ред. Закона). Напомним, что по правилам гражданского законодательства зачет встречных однородных требований представляет собой способ прекращения обязательств, применимый лишь к обязательствам денежного характера, срок исполнения которых уже наступил (ст. 410 ГК РФ). Возможность зачета только денежных требований отражена также и в Законе, однако есть оговорка: зачет допустим, если иное не предусмотрено законом. Также требования должны быть подтверждены исполнительными документами о взыскании денежных средств, по которым уже возбуждено исполнительное производство.
Если и далее проводить параллели с ГК РФ, то, в отличие от Кодекса, Закон об исполнительном производстве допускает производство зачета по заявлению должника или взыскателя, а также по инициативе самого пристава. В то время как в гражданском праве для зачета необходимо и достаточно заявления одной из сторон.
Зачет производится на основании соответствующего постановления, которое должен утвердить старший судебный пристав — исполнитель или его заместитель. Копию такого постановления направят сторонам исполнительного производства (ст. 88.1 Закона об исполнительном производстве в ред. Закона).
Правда, в Законе не уточняется, о каких именно требованиях, годных к зачету, идет речь: о тех, исполнительное производство по которым возбуждено данным приставом, или же круг таких требований шире и не ограничивается стенами одного подразделения УФССП. В последнем случае также не ясно, какой из приставов должен будет выносить постановление о зачете.
Среди других изменений можно отметить определение срока вынесения постановления о передаче имущества для реализации: минимум через десять и максимум через 20 дней после вынесения постановления об оценке имущества (ч. 6 ст. 87 Закона об исполнительном производстве в ред. Закона).
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Что могут судебные приставы с дачным участком» в комментариях.