В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто выносит постановление об аресте имущества у судебных приставов?».
Судебный пристав вынес постановление об оценке арестованного имущества должника, хотя он не имеет права это делать
Добрый вечер! Судебный пристав вынес постановление об оценке арестованного имущества должника, хотя он не имеет права это делать, т.к. судом обращено взыскание на заложенное имущество, где четко определен объем и начальная продажная цена заложенного имущества, при чем здесь оценка имущества судебным приставом. У нас залога в два раза больше чем долг.
Мы,должники подали в суд на обжалование постановления, судья спрашивает какие ваши права нарушил судебный пристав выписав это постановление.
Мы знаем, что постановление вынесено незаконно, а какие права нарушены не можем ответить, завтра суд.
Вопрос: Какие наши права нарушены вынесением постановления об оценке арестованного имущества должника, где в примечании ссылка на возможную переоценку, которая не допускается, если оценка произведена судом.? Спасибо.
Поскольку начальная цена предмета залога установлена решением суда, оснований для изменения этой цены постановлением судебного пристава-исполнителя не имеется. Ранее установленная начальная цена может быть изменена только в судебном порядке либо по соглашению сторон. Вынесение судебным приставом-исполнителем данного постановления нарушает Ваши права как должника, может ухудшить Ваше финансовое положение и привести к необоснованным для Вас убыткам.
Здравствуйте, доброго времени суток!
По существу Вашего вопроса могу пояснить Вм, что не все безнадежно.
С учетом того, что в настоящее время этот вопрос достаточно актуален, имеются разъяснения Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в виде информационного письма от 30 мая 2005 г. N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», в котором указано, что, если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика ( в вашем случае оценка стоимости была проведена, вынесено решение суда, имеющее преюдиционное значение), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица — незаконным, решение органа юридического лица — не имеющим юридической силы. Если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы.
В Вашем случае очень важно, когда была проведена первоначальная оценка, на основании которой сложилась сумма, учитываемая при вынесении решения.
В соответствии с ч. 1, 2, ст. 85 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.
На основании приказа Минэкономразвития РФ «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» от 20.07.2007 г. № 256 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Если после оценки не прошло 6 месяцев — ура, можете на это ссылаться.
Посмотрите решение Еловского районного суда Пермского края Дело №2-233/2011. Чуть позже постпраюсь прислась Вам еще судебной практики.
В любом случае обжаловать стоит, говоря о том, что действия пристава нарушают права должника, а заниенная оценка может привести к неосновательному обогащению взыскателя.
Надеюсь мой ответ поможет Вам.
С уважением, адвокат Ростошинская Маргарита Валерьевна.
Арест Имущества Судебными Приставами
Арест имущества – это одна из крайних, но, в то же время, и самых действенных судебных мер, применяемых судебными приставами с целью удовлетворения потребностей взыскателя по исполнительному листу. Но иногда за исполнительными органами во время наложения ареста, можно заметить довольно неприятные вещи – некоторые злоупотребляют полномочиями. Если вы заметили, что судебные приставы действуют не по закону, необоснованно наложили арест на ваше имущество, или превышают свои полномочия – пора обратиться к юристу и защитить собственные права.
Доверяйте только проверенным специалистам, и не переплачивайте за консультации втридорога – теперь, вы можете узнать всю нужную для вас информацию, просто обратившись к нам за онлайн консультацией. Консультация доступна не только в Москве и Московской области: её можно получить в любом уголке России, для этого, вам просто понадобится сеть интернет.
По Федеральному закону «об исполнительном производстве», арест имущества судебными приставами осуществляется только в целях сохранения неприкосновенности к собственности, для того, чтобы в дальнейшем передать её взыскателю. Есть еще несколько причин, по которым может быть наложен арест имущества судебными приставами, о них можно узнать, обратившись за онлайн-консультацией к нашим юристам. При предъявлении ареста, судебные приставы обязаны предъявить все нужные для этого основания, изложенные документально и заверенные подписями высших органов власти.
Поэтому, если подобные лица пожаловали к вам, вы имеете полное право спросить у них, на каких основаниях они собираются осуществить арест вашего имущества. Аресту подлежит собственность, которая принадлежит должнику. Основанием для ареста имущества судебными приставами, должно быть постановление, содержание которого должно полностью соответствовать закону. У судебных приставов должно быть два экземпляра данного постановления, один из которых они должны будут отдать вам.
Арест имущества судебными приставами можно обойти: для этого, нужно погасить задолженность, и оповестить об этом службу судебных приставов, либо же нужно обжаловать действия приставов с помощью суда, основываясь на указание нарушений, которые были допущены во время ареста.
Часто, изложенной информации, не хватает для того, чтобы подробно ознакомиться с путями решения проблемы. В этом случае, не стоит терять время – обращайтесь за консультацией в режиме онлайн, описывайте проблему, и наши юристы помогут вам решить её на законных основаниях, а также, дадут много полезных подсказок для того, чтобы подобных проблем больше не возникало.
Что нужно знать об аресте имущества
Что нужно знать об аресте имущества
Исполнение налогового обязательства может быть обеспечено путем наложения ареста на имущество организации (ст. 77 НК РФ). Арест представляет собой действие налогового органа с санкции прокурора, направленное на ограничение права собственности налогоплательщика в отношении принадлежащего ему имущества. Он производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при обязательном наличии достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Арест может быть наложен только на имущество налогоплательщика-должника, принадлежащее ему на праве собственности. Арест может быть полным или частичным. В первом случае организации как собственнику имущества запрещается распоряжение имуществом, подвергнутым аресту, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. При частичном аресте организации как собственнику имущества устанавливаются ограничения на осуществление прав собственника, а именно владение, пользование и распоряжение арестованным имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика должно быть принято руководителем (заместителем) налогового органа в форме постановления. Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
При производстве ареста обязательно присутствие понятых и ведение протокола, который должен соответствовать всем требованиям, предЪявляемым к протоколу, указанным в статье 99 НК РФ. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи должно быть перечислено и описано имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.
Арест имущества может быть осуществлен только в отношении налогоплательщика-организации, налогового агента — организации и плательщика сбора — организации. Арест имущества физического лица в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога не допускается.
Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества организации в соответствии со статьей 47 НК РФ. При этом налоговый орган вправе обратить взыскание налога на иное помимо денежных средств имущество только при недостаточности или отсутствии средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах. Нарушение со стороны налоговых органов этого требования является безусловным основанием для признания в судебном порядке решения налогового органа о наложении ареста и взыскании задолженности за счет имущества недействительным. Так, в августе 2001 года Арбитражным судом г. Москвы был рассмотрен иск налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налога и пеней за счет имущества. В своем иске налогоплательщик указал, что налоговая инспекция не обратила взыскание на денежные средства предприятия в известном ей банке, предварительно подтверждение банка о недостаточности средств на счете налогоплательщика инспекция не получала (о чем была представлена справка из банка об отсутствии какого-либо запроса со стороны налоговых органов). Решение налогового органа было направлено судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства, проведения описи имущества и наложения на него ареста. Арбитражный суд иск удовлетворил, признав недействительным решение налогового органа как не соответствующее нормам действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы налогоплательщика по причинам, изложенным в исковом заявлении (дело N А40-15494/01-4-60).
Иск о признании недействительным решения налогового органа может рассматриваться достаточно долго. Вполне понятно, что за это время имущество может быть уже реализовано. Необходимо одновременно с исковым заявлением подать ходатайство об обеспечении иска с просьбой запретить судебному приставу-исполнителю производить арест и реализацию имущества налогоплательщика до вынесения судом решения, приложив документы, подтверждающие возбуждение исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ функции органов налоговой полиции по проведению административного ареста имущества организаций-должников и его реализации переданы службе судебных приставов. Налоговый орган принимает решение о взыскании и выносит соответствующее постановление, а исполнительные действия по этому постановлению (т. е. непосредственное взыскание) производятся судебным приставом исполнителем в порядке, определенном законом об исполнительном производстве. Взыскание производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, за минусом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание денежными средствами со счетов.
В соответствии со статьями 9, 13, 44-54, 57-59 закона об исполнительном производстве в трехдневный срок с момента получения постановления налогового органа о взыскании налога или сбора за счет имущества должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, определяет срок добровольного исполнения должником требований налогового органа (не более пяти дней), по его истечении проводит арест (опись), изЪятие и принудительную реализацию имущества.
В соответствии со статьей 81 закона об исполнительном производстве в случае неисполнения постановления налогового органа без уважительных причин (в срок добровольного исполнения) судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительный сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы. Организация, имеющая большие долги, может лишиться своего имущества не только в погашение задолженности по налогам и сборам, но и в погашение исполнительского сбора.
Как указано выше, обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), обЪявления запрета распоряжаться им, изЪятия имущества и его принудительной реализации.
В соответствии со статьей 46 закона об исполнительном производстве должник вправе указать виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Однако окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем. При решении этого вопроса судебный пристав-исполнитель руководствуется статьей 59 указанного закона, устанавливающей следующую очередность ареста и реализации имущества должника:
- имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности: ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений;
- готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в нем;
- сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
- имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.
В качестве указанных договоров могут выступать договоры аренды, комиссии, поручения, договоры передачи в безвозмездное пользование и др. Однако в соответствии с гражданским законодательством расторжение таких договоров может производиться лишь по согласию сторон, по требованию одной из сторон, а также в связи с существенным нарушением условий договора. Нигде не сказано, что такие договоры могут расторгаться по требованию налоговых органов или судебных приставов для исполнения обязательств одной из сторон договора по налоговым правоотношениям. Иными словами, наложение взыскания на переданное имущество возможно лишь тогда, когда налогоплательщик добровольно пошёл на расторжение договора. Это право, а не обязанность данной стороны. Есть, правда, возможность признания таких договоров недействительными, однако это очень сложный и длительный процесс.
В случае взыскания налога за счет имущества организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества организации и погашения задолженности организации за счет вырученных сумм. Если налогоплательщик не согласен с решением о наложении ареста на имущество, он вправе обратиться за защитой своих интересов либо в арбитражный суд, либо в вышестоящий налоговый орган, либо в прокуратуру. Хотя НК РФ и не указал прокуратуру как орган, правомочный рассматривать жалобы налогоплательщиков, предоставленные ей Федеральным законом от 17.01.92 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», полномочия осуществлять надзор за соблюдением законности, в том числе и в сфере налогообложения, не отменены.
Организация вправе обжаловать не только акты налоговых органов, но и действия (бездействие) их должностных лиц. Решение может быть обжаловано как по мотивам его несоответствия нормам материального права, так и в связи с нарушением законной процедуры его вынесения.
Контактные телефоны:
(095) 201-52-21, 202-42-25, 201-37-10
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Кто выносит постановление об аресте имущества у судебных приставов» в комментариях.