Служба судебных приставов как могут заблокировать сайт

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Служба судебных приставов как могут заблокировать сайт?».

Судебные приставы заблокируют сайты с порочащей информацией

Авторы поправок, группа депутатов-единороссов во главе с председателем комитета по безопасности Василием Пискаревым, в пояснительной записке отметили, что принятие поправок «будет способствовать защите прав и законных интересов лиц, чьи честь, достоинство и доброе имя потерпели ущерб в результате распространения не соответствующей действительности негативной информации».

Для достижения этих целей любая размещенная в интернете информация, которую суд признает не соответствующей действительности, будет удалена из всех ресурсов, где об этом писали. Если же сайт не убирает публикацию, судебный пристав принимает постановление об ограничении доступа к этим сведениям и передает его в Роскомнадзор – для блокировки ресурса.

Законопроект был внесен в нижнюю палату парламента всего десять дней назад, 2 апреля. За это беспрецедентно короткое время он успел пройти все три чтения. Теперь он поступит на рассмотрение в Совет Федерации, а после этого – на подписание к президенту.

Ознакомиться с текстом законопроекта № 430597-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно ознакомиться здесь.

Сайты, не исполнившие решение суда, могут заблокировать

Это коснётся тех интернет-ресурсов, которые своевременно не удалили информацию, порочащую честь и достоинство граждан

Фото: Пресс-служба ФССП

Согласно поступившему 2 апреля в Госдуму законопроекту, служба судебных приставов будет передавать в Роскомнадзор сведения для блокировки сайтов, продолжающих распространять информацию, признанную судом порочащей честь и достоинство того или иного гражданина. Санкции вводятся для ресурсов, не исполнивших решение суда об удалении такой информации.

Клевете не место в Интернете

Интернет-провайдеров обяжут реагировать на противоправный контент

«На сегодняшний день ни суд, ни судебные приставы не могут заблокировать информацию, признанную порочащей честь и достоинство граждан, потому что соответствующий порядок действий судебных приставов в законе об исполнительном производстве должным образом не прописан. И несмотря на существующие судебные решения об удалении из Интернета порочащей гражданина информации, она по-прежнему находится в открытом доступе», — объяснил причины появления законодательной инициативы один из её авторов, глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

По словам депутата, из-за пробелов в законе об исполнительном производстве ответчика лишь штрафуют за неисполнение решения об удалении клеветнической информации. А в случае принятия нового закона, если после решения суда ответчик добровольно не уберёт с сайта порочащие истца сведения, судебный пристав сможет вынести постановление об ограничении доступа к данной информации и в течение суток направить это постановление в Роскомнадзор, который и осуществит блокировку ресурса ответчика.

На сегодняшний день ни суд, ни судебные приставы не могут заблокировать информацию, признанную порочащей честь и достоинство граждан, потому что соответствующий порядок действий судебных приставов в законе об исполнительном производстве должным образом не прописан.

«Это делается в интересах граждан, которые не могут добиться, чтобы порочащая их информация не находилась в открытом доступе. Это конституционное право гражданина, которое должно быть реализовано», — рассказал «Парламентской газете» Пискарев. Он добавил, что 3 апреля законопроект будет рассмотрен на заседании Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, где законодатели заслушают мнения экспертов и самих судебных приставов, которых инициатива коснётся в первую очередь.

Право на забвение

В июле 2015 года президент подписал закон о «праве на забвение» в Интернете, который обеспечивает право россиян на прекращение индексации ссылок, содержащих недостоверную информацию. В соответствии с этим документом граждане могут потребовать удалить ссылки на информацию, которую они считают недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства. Кроме того, граждане могут потребовать убрать из поисковых результатов информацию, признанную «утратившей значение для заявителя в силу последующих событий».

Наркомафию оставят без средств к существованию

В частности, речь идёт о сведениях, содержащих данные о преступлениях в случае погашенной судимости. В то же время действие закона, вступившего в силу 1 января 2016 года, не распространяется на информацию о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли. Нельзя удалить и информацию о совершении преступлений, по которым не снята или не погашена судимость.

Ответственность за неисполнение закона карается штрафами от 300 тысяч до 500 тысяч рублей для физических лиц и от 800 тысяч до одного миллиона рублей для юридических. Также введён принцип неоднократности: миллионные санкции должны накладываться только при неисполнении повторного требования об удалении ссылок по решению суда.

Никто не забыт, ничто не забыто

Некоторые эксперты отмечают, что судебная практика по «праву на забвение» недостаточно эффективна. Причин тому несколько. Прежде всего, многие граждане не готовы добиваться защиты своих прав в суде, поскольку это дорого, долго и зачастую не приносит ожидаемого результата, так как удалить какую-либо информацию из Интернета технически сложно. Кроме того, интернет-пользователи берут в расчёт так называемый «эффект Стрейзанд» — когда попытка удалить некоторую информацию приводит к обратному результату: она массово распространяется по Сети.

Тем не менее известные люди нередко пользуются правом на забвение. Одним из первых, кто воспользовался этим законом, стал бизнесмен Сергей Михайлов, который в середине 1990-х годов был арестован в Швейцарии по обвинению в отмывании денег и участии в солнцевской преступной группировке.

А в конце 2017 года участник российского списка Forbes Алишер Усманов обратился в Люблинский суд Москвы с иском о защите чести и достоинства. Недовольство бизнесмена вызвало то, что он стал героем фильма-расследования «Он вам не Димон», снятого Фондом борьбы с коррупцией (ФБК). В итоге суд признал прозвучавшую в фильме информацию не соответствующей действительности. В частности, недостоверными признаны утверждения о том, будто передача Усмановым фонду «Соцгоспроект» усадьбы на Рублёвском шоссе была взяткой премьер-министру Дмитрию Медведеву. Также несоответствующей действительности признана информация о том, будто Алишер Усманов не платит налоги в России. Судья обязала ФБК в течение 10 дней удалить фильм «Он вам не Димон» и в течение трёх месяцев опубликовать опровержение.

Постановление пристава как повод заблокировать порочащие сведения в Сети

В Госдуму внесен законопроект № 430597-7, предлагающий поправки в Закон об исполнительном производстве и Закон об информации, направленные на повышение уровня исполнения исполнительных документов, содержащих требования об удалении распространенных в интернете сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или юридического лица.

Поясняется, что специфика распространения информации в интернете требует наличия в законодательстве специальных механизмов для исполнения судебных решений, что является обеспечением реализации конституционных прав каждого на судебную защиту.

Документом предусматривается, что в случае, когда лицо, распространившее не соответствующие действительности сведения, по истечении срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении доступных в интернете сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или юридического лица, не приняло мер для пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем их удаления, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об ограничении доступа к ним. Реализация данного положения потребует дополнения ч. 5 ст. 15.1 Закона об информации новым п. 3. Вынесенное постановление, как указано в законопроекте, будет направляться в Роскомнадзор в течение одного рабочего дня.

По мнению авторов проекта закона, принятие документа будет способствовать защите прав и законных интересов лиц, чьи честь, достоинство и доброе имя пострадали в результате распространения не соответствующей действительности негативной информации.

Комментируя предлагаемые поправки, старший юрист юридической фирмы «Максима Лигал» Максим Али высказал мнение, что законопроект является очередным примером избыточного нормотворчества. Он указал, что Закон об информации уже сейчас содержит такое основание блокировки, как решение суда о признании информации запрещенной к распространению: «Возникает вопрос, почему исполнение судебного акта о блокировке сайта должно осуществляться через судебного пристава, если заверенное судом и вступившее в силу решение может быть передано напрямую в Роскомнадзор?»

По мнению Максима Али, законопроект только усложняет цепочку необходимых действий: сначала в суде должен быть получен исполнительный документ, затем он должен быть предъявлен к исполнению, после этого пристав должен возбудить исполнительное производство и уже в рамках возбужденного производства судебный пристав может вынести постановление о «блокировке» сайта и направить его в Роскомнадзор.

Юрист пояснил, что при этом срок в 1 рабочий день для направления постановления в Роскомнадзор вовсе не делает данную процедуру быстрой: только на изготовление и получение исполнительного листа обычно уходит около недели, еще 6 дней закон отводит на возбуждение исполнительного производства с момента предъявления исполнительного документа в отдел судебных приставов.

«Пока что я вижу только один существенный аргумент к тому, чтобы внести какие-то изменения в законодательство по данному вопросу. Сейчас Закон об информации признает запрещенной информацию, за распространение которой установлена административная или уголовная ответственность (ч. 6 ст. 10). Получается, что порочащие сведения, законность распространения которых рассматривается в делах о защите деловой репутации, не всегда попадают в эту категорию (если, например, их распространение не образует состав клеветы). Однако данная проблема, как представляется, может быть решена путем изменения ч. 6 ст. 10 Закона об информации, но никак не путем увеличения оснований блокировки сведений в ст. 15.1 того же Закона. К тому же, из предложенного законопроекта формально не следует, что судебное решение и постановление судебного пристава не могут выступать альтернативными основаниями блокировки одной и той же информации», – указал Максим Али.

Он также обратил внимание на то, что законопроект не исключает и возможности блокировки сайта на основании определения суда об обеспечении иска. «Хотя вопрос о правомерности таких мер, ставший особенно актуальным в недавнем деле по иску Олега Дерипаски, все еще является дискуссионным. Дело в том, что подобная блокировка фактически предвосхищает решение суда по существу и может серьезно ограничить свободу общественной дискуссии на длительный период, необходимый для судебного разбирательства», – заключил эксперт.

Адвокат, партнер Центра цифровых прав Саркис Дарбинян сообщил, что инициатива авторов поправок находится в русле уже накатанной системы по блокировке неугодного контента через техническое ограничение доступа к ресурсам и целым платформам в сети «Интернет». Он добавил, что теперь в общую структуру субъектов, правомочных принимать такие решения, добавляется еще один цензурный орган – ФССП.

«Несомненно, указанный законопроект стоит рассматривать как очередное давление на свободу слова в России. Мы уже привыкли к импульсивному характеру принятия новых законов. Полагаю, целью депутатов была защита не рядовых граждан, а скандальных чиновников и крупных бизнесменов, не так давно уличенных в громких коррупционных скандалах», – указал Саркис Дарбинян.

Адвокат считает, что не существует никакой объективной необходимости принятия подобного законодательного акта. По его мнению, все инструменты уже существуют в действующем законодательстве – и в порядке судебного производства, и в порядке применения права на забвение. «Однако этого показалось недостаточно авторам проекта, которые хотят реализовать экспресс-систему блокировки неугодного контента. И этот порядок применим и к СМИ, и к многомиллионным соцсетям. Без всяких исключений. Можно с легкостью представить ситуацию, когда Роскомнадзор блокирует крупный сервис или сайт средства массовой информации. И даже если администрация сайта решить удалить/отмодерировать контент, Роскомнадзор будет ссылаться на приставов как инициаторов блокировки. И тут может начаться самое интересное, так как депутаты либо совершенно забыли, либо намеренно не указали никакого порядка отмены такого решения в случае удаления/модерации контента», – пояснил эксперт.

Саркис Дарбинян указал, что остается большим вопросом то, как будет работать и без того перегруженная система ФССП, потому что авторы не предполагают расширения штата приставов и прямо указывают, что принятие законопроекта никак не требует увеличения бюджетного финансирования ведомства.

Комментируя законопроект, заместитель председателя совета партнеров юридической компании «Катков и партнеры» Алексей Копылов пояснил, что бывают случаи, когда ответчик не исполняет решение суда добровольно и в этом случае требуется его принудительное исполнение с участием службы судебных приставов. «Однако правоотношения в сети “Интернет” имеют свои особенности, в том числе технического характера. Кроме того, они должны учитывать специфику разграничения полномочий разных органов власти», – указал эксперт. Он добавил, что законопроект разрешает этот вопрос, создавая правовую основу для взаимодействия ФССП и Роскомнадзора в подобных случаях.

Алексей Копылов отметил, что в целом прослеживается тенденция создания единого регулятора интернета в подобных ситуациях в лице Роскомнадзора, а единого законодательного акта такого регулирования – в виде «трехглавого» закона, в частности, в виде затронутой в проекте документа ст. 15 Закона об информации.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Служба судебных приставов как могут заблокировать сайт» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru