Кто может быть ответчиком в службе судебных приставов

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто может быть ответчиком в службе судебных приставов?».

Кто ответчик при взыскании убытков с ФССП?

Добрый вечер. Бездействие приставов уже доказан. Теперь хочу взыскать убытки с приставов. Кого нужно указать ответчиком в лице, и кто является третьим лицом? В шапке иска как правильно написать?

Ответы юристов (2)

Здравствуйте, пишите ответчиком фссп России, как главный распорядитель бюджетных средств в рамках ст 1069 гк рф и бюджетного кодекса, сейчас такая практика в судах.

Если есть необходимость могу вам исковое составить, с уважением.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями
(бездействием) судебного пристава-исполнителя
81. Иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляетсяк Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств — ФССП России (пункт 3 статьи 125, статья 1071 ГК РФ, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
Неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может влечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию. Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в судебном акте указывает ответчиком Российскую Федерацию, привлекает к участию в деле надлежащий государственный орган — ФССП России, наделенный полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя.
При удовлетворении иска о возмещении вреда в резолютивной части решения суд указывает о взыскании суммы вреда с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации.

Судебный пристав как участник гражданского процесса (стр. 1 из 8)

Пермский государственный университет

Юридический факультет. Заочное отделение

Кафедра Гражданского права и процесса

Судебный пристав-исполнитель как

участник гражданского процесса

Оглавление

Глава I. История развития системы принудительного исполнения в России. 5

Глава II. Причины и основные составляющие реформы принудительного исполнения. 10

§1. Предпосылки правовой реформы 80-90-х годов. 10

§2. Необходимость реформирования системы исполнительного производства. 11

§3. Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве. 12

Глава III. Правовой статус судебного пристава-исполнителя. 15

§1. Судебный пристав-исполнитель как государственный служащий. 15

§2. Специальный статус судебного пристава-исполнителя. 31

За последние годы принято множество интересных и прогрессивных законодательных актов, создающих правовую основу для новых экономических отношений в России. Однако само по себе число законов не является самоцелью, поскольку право, не обеспеченное возможностью принудительного исполнения, превращается в фикцию. Исполнение – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтверждённое судебным или иным актом органа гражданской юрисдикции, является, по сути дела, несуществующим, и подобная фактическая ситуация не может считаться нормальной.

Данный участок правовой действительности, связанный с принудительной реализацией актов органов гражданской юрисдикции (включая судебные органы) регулируется нормами исполнительного производства. Неразработанность или незавершённость исполнительных процедур крайне дорого обходится как отдельным субъектам, так и обществу в целом. В конечном счёте, оставление без решения ряда существенных вопросов исполнительного производства приводит к незащищённости прав собственников, инвесторов, других заинтересованных лиц. Тем самым создаётся ситуация, когда выгоднее быть должником, чем кредитором, ввиду невозможности для кредитора обеспечить принудительное осуществление своих прав. Всё это вынуждает взыскателей прибегать к неправовым способам разрешения конфликтов с должниками, обращаться к нелегальным способам решения проблем, что приводит к криминализации сферы частного права.

Проблема исполнения судебных и иных актов гражданской юрисдикции приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера – об исполнении законов в целом и как их частного случая – принудительного исполнения судебных актов.

Оптимальным вариантом должно быть добровольное исполнение соответствующего решения обязанными субъектами через определённую

систему действий либо путём воздержания от их совершения. Однако в случае отказа от добровольного исполнения должен среагировать такой юридический механизм, который обеспечил бы принудительную реализацию с неотвратимостью наступления именно такого варианта поведения, который определён в решении. Равным образом система норм исполнительного производства должна обеспечивать наступление неблагоприятных последствий для обязанного субъекта при неисполнении им акта гражданской юрисдикции.

Исходной предпосылкой проводимой сегодня реформы исполнительного производства является привнесение в систему исполнения современных рыночных механизмов цивилистического характера при одновременном сочетании с административными и уголовно-правовыми мерами воздействия. Это позволит создать условия для функционирования полноценной и работающей системы защиты собственника, инвестора в сфере частного права и, что особенно важно, изменить мотивацию деятельности всех участников сферы исполнения, введя её в правовое русло.

6 ноября 1997 года вступил в силу новый федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве», регулирующий порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и значительно укрепляющий гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Этот закон принят одновременно с федеральным законом «О судебных приставах».

Закон «О судебных приставах» определяет правовую основу деятельности судебных приставов, требования, предъявляемые к ним при назначении на эту должность, порядок назначения и освобождения их от должности, полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, финансирование и материальное обеспечение службы судебных приставов.

По существу созданы новые органы принудительного исполнения, расширены их полномочия, введены новые правила, регламентирующие возбуждение исполнительного производства, определяющие правовые последствия требований, предъявляемых к исполнительному документу. Рассмотрению этих, а также многих других проблем участия судебных приставов-исполнителей исполнительном производстве как стадии гражданского процесса и посвящена данная курсовая работа.

Глава I. История развития системы принудительного исполнения в России.

Появление института судебных приставов в современной России – это, в определённой степени, возврат к российской юридической традиции, существовавшей до революции 1917 г. Новые судебные приставы – это, в какой-то мере, возрождение известного института судебных приставов, существовавшего ранее в России.

В древней России исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского судебника. К XVIII веку практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция[1] . Неудобства, связанные с таким порядком, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением, — судебных приставов. Как характеризовал институт судебных приставов видный русский юрист той эпохи профессор Е.В. Васьковский, судебные приставы являлись органами судебной полиции[2] . Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений.

Согласно ст.321 и 322 Учреждения судебных установлений к компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишённые духовного сана по приговорам духовного суда; лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления и проступки, не оправдан судебными приговорами; лица, исключённые из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, которым по суду запрещено хождение по чужим делам.

Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Убытки, причинённые неправильными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению, из внесённого им денежного залога, а при его недостаточности – из прочего имущества самого судебного пристава.

Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старейшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями. Вместе с тем, расширялись дисциплинарные права советов судебных приставов. Они получали возможность безапелляционно лишать приставов причитающегося на их долю вознаграждения по таксе и штрафовать на суммы от 5 до 100 рублей, увольнять их на основании жалоб, удалять по неблагонадёжности и неспособности, принимать на их место других и добавлять к штатным приставам внештатных, доводя о всякой перемене в составе приставов до сведения председателей и прокуроров судебной палаты.

Исполнительныё лист выдавался судом, вынесшим решение, а затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов[3] . Помимо Устава Гражданского судопроизводства принудительное исполнение регулировалось рядом других правовых актов, например Положением о взысканиях гражданских.

Права и обязанности судебных приставов

Судебные приставы – это должностные лица, являющиеся сотрудниками Федеральной службы судебных приставов и призванные обеспечивать установленный порядок деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также исполнение судебных актов и актов иных органов в рамках исполнительного производства.

В качестве законодательной базы для деятельности службы судебных приставов выступают федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Законом «Об исполнительном производстве» устанавливается порядок принудительного исполнения судебных и других актов.

Положениями закона «О судебных приставах», направленные на практическое обеспечение реализации ФЗ «Об исполнительном производстве», регламентируется система деятельности судебных приставов, их права и обязанности, вводятся правила возбуждения исполнительного производства.

На основании исполняемых обязанностей судебные приставы могут обеспечивать установленный порядок деятельности судов или же являться судебными приставами-исполнителями, исполняющими судебные акты и акты иных органов.

В обязанности судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов входит:
— обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, свидетелей и участников судебного процесса;
— обеспечение охраны зданий судов, судебных помещений и совещательных комнат в рабочее время;
— выполнение распоряжений председателя суда, судьи и председательствующего в судебном заседании, имеющие отношение к соблюдению порядка в суде;
— исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим участникам судебного заседания законных мер процессуального принуждения;
— проверка подготовки судебного помещения к заседанию;
— поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
— взаимодействие с военнослужащими воинского подразделения по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, в части их охраны и безопасности;
— осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или в суд;
— участие в совершении исполнительных действий (по указанию старшего судебного пристава).

В случаях, предусмотренных законом, судебные приставы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если применение иных мер не обеспечило возможность исполнения ими должностных обязанностей.
Специальные средства и огнестрельное оружие запрещается использовать против лиц, чьи незаконные действия не носят насильственного характера, а также против беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних, чей возраст судебному приставу известен или очевиден (кроме случаев, когда те оказывают вооруженное сопротивление или совершают нападение, угрожающее жизни и здоровью граждан).

В обязанности судебных приставов-исполнителей входит совершение следующих действий:
— принятие мер по своевременному, правильному и полному исполнению исполнительных документов;
— предоставление сторонам исполнительного производства возможности знакомиться с материалами исполнительного производства;
— рассмотрение заявлений сторон в связи с ходом исполнительного производства и их ходатайств, вынесение тех или иных постановлений, разъяснение сроков и порядка их обжалования.

У судебного пристава-исполнителя имеются следующие права:
— право на получение при совершении исполнительных действий необходимой информации, справок и объяснений;
— раздача поручений участникам исполнительного процесса по поводу совершения тех или иных исполнительных действий;
— проведение у работодателей проверки исполнения исполнительных документов на работников, являющихся должниками, и ведение финансовой документации по исполнению данных документов;
— право на вхождение в помещения и хранилища, принадлежащие должникам или занимаемые ими, на вскрытие и осмотр указанных помещений и хранилищ, а также на совершение указанных действий в отношении помещений и хранилищ, принадлежащих другим лицам или занимаемым ими (на основании определения суда);
— право на арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества;
— право наложения ареста на денежные средства и другие ценности должника, находящиеся на хранении, во вкладах и на счетах в банках и других кредитных организациях;
— право на использование нежилых помещений для временного хранения изъятого имущества (при согласии собственника), использование транспорта должника или взыскателя для перевозки изъятого имущества при отнесении расходов на счет должника;
— право на объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка;
— право на вызов граждан и должностных лиц по находящимся в производстве исполнительным документам;
— право на совершение иных действий, предусмотренных законом об исполнительном производстве.

В сложившейся практике деятельность судебных приставов не всегда носит законный характер. В частности, встречаются случаи, когда судебные приставы, нарушая права и законные интересы участников исполнительного производства, продают изъятое имущество по значительно заниженным ценам, нарушают сроки исполнительного производства или осуществляют исполнительные действия после приостановления исполнительного производства.

Во всех подобных случаях пострадавший вправе обжаловать действия судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу и (или) в судебном порядке. Жалобу следует подавать в суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя не позднее 10-ти дней со дня совершения незаконного действия или отказа в совершении действия.
Если же лицо не было своевременно проинформировано о месте и времени совершения исполнительного действия или об отказе в совершении действия, то для него течение срока начинается со дня, когда указанное лицо получило соответствующую информацию.

Популярные вопросы

Что может предпринять покупатель в случае приобретения им товара ненадлежащего качества?

Каким образом может быть осуществлен раздел имущества при разводе, какие есть варианты?

Как правильно составить договор аренды квартиры, каковы права и обязанности сторон?

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Кто может быть ответчиком в службе судебных приставов» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru