В каких случаях приставы могут окончить исполнительное производство

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «В каких случаях приставы могут окончить исполнительное производство?».

Вопросы, возникающие при окончании исполнительного производства

Вопросы, возникающие при окончании и прекращении исполнительного производства.

Основания для окончания исполнительного производства, предусмотренные ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, является исчерпывающими.

Отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества, и они оказались безрезультатными.

Исполнительные производства о взыскании периодических платежей могут быть окончены в силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в связи с возвращением исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3 — 6 ст. 46 вышеназванного Закона, не ранее окончания срока взыскания периодических платежей.

Окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.

Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества, либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.

При выявлении недостатков в индивидуально-определенном имуществе, подлежащем передаче должником, и при отказе взыскателя от принятия такого имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в связи с невозможностью исполнения (п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Возвращение исполнительного документа в этом случае не препятствует обращению взыскателя в суд с заявлением об изменении способа исполнения судебного акта путем замены передачи имущества в натуре на взыскание его стоимости, если иное не предусмотрено законом, либо предъявлению другого имущественного иска. Аналогичные правила могут быть применены в связи с очевидными затруднениями при исполнении судебных актов об истребовании спорного имущества из чужого незаконного владения, реституции и иных судебных актов о передаче индивидуально-определенной вещи.

Если недостатки имущества выявлены при исполнении решения суда, обязывающего должника передать имущество, определенное родовыми признаками, о чем заявлено взыскателем до принятия имущества, исполнительное производство не может считаться оконченным фактическим исполнением, поскольку за должником сохраняется обязанность по передаче имущества без недостатков. При обнаружении недостатков после передачи имущества взыскателю возникающие в связи с этим споры разрешаются в исковом порядке как не связанные с исполнительным производством.

Фактическое исполнение исполнительного документа (полностью или в части) может состояться при проведении судебным приставом-исполнителем зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства (ст. 88.1 Закона об исполнительном производстве).

Проведение судебным приставом-исполнителем зачета указанных требований может быть признано судом неправомерным, если будут нарушены очередность удовлетворения требований иных взыскателей в сводном исполнительном производстве либо установленный законом запрет на зачет отдельных требований (в частности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, о пожизненном содержании).

Возбуждение исполнительных производств в нескольких подразделениях ФССП России и ее территориальных органов не препятствует проведению судебными приставами-исполнителями зачета встречных однородных требований.

Если исполнительное производство было окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (в том числе требований периодического характера), однако впоследствии в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению должник перестал совершать действия, исполнять требования периодического характера или нарушил запрет на совершение действий, в отношении которых был выдан исполнительный лист, старший судебный пристав или его заместитель (по собственной инициативе или по заявлению взыскателя) вправе в силу ч. 9 ст. 47 вышеназванного Закона отменить постановление об окончании исполнительного производства с указанием на необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в службу судебных приставов (ст. 396 ТК РФ), ст. 211 ГПК РФ, ч. 4 ст. 36 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 1 ст. 106 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о восстановлении на работе считается исполненным при подтверждении отмены приказа (распоряжения) об увольнении (переводе) взыскателя, а также принятия работодателем мер, необходимых для фактического допуска работника к выполнению прежних трудовых обязанностей, включая меры по соблюдению условий допуска к работе по должностям, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне или к работам, при выполнении которых работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и т.п.
Исполнительное производство по исполнительному документу, содержащему наряду с требованием о восстановлении на работе также требование о выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы (ст. 234, части первая и вторая ст. 394 ТК РФ), может быть окончено судебным приставом-исполнителем в связи с фактическим исполнением, а работник — восстановлен на прежней работе при исполнении работодателем всех требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе обязанности выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула или разницу в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Если после окончания исполнительного производства в связи с фактическим исполнением исполнительного документа работодателем отменен приказ (распоряжение), которым работник был восстановлен на работе путем отмены приказа (распоряжения) об увольнении (переводе), постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по требованию о восстановлении на работе может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе либо по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» согласно п. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства.

Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.

Как и почему пристав оформляет окончание исполнительного производства

Основания для окончания производства

Процедуру окончания исполнительного производства (далее также — ИП) регламентирует ст. 47 федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229 (далее — ФЗ № 229). Идеальный вариант окончания ИП — выполнение должником требования, содержащегося в исполнительном документе (далее также — ИД), хотя есть и другие основания для завершения производства:

  • возвращение в соответствии со ст. 46 ФЗ № 229 ИД взыскателю, суду или выдавшему его органу по его требованию;
  • ликвидация предприятия-должника;
  • банкротство должника;
  • истечение срока исполнения документа.

Также ИП оканчивается при направлении ИД в банк или другую организацию с целью систематического удержания платежей в счет погашения долга. Далее рассмотрим указанные основания подробнее.

Фактическое исполнение требований

Если должник закрывает все долги, ИП подлежит завершению, происходит окончание исполнительного производства в связи с исполнением. У гражданина при этом есть несколько вариантов погашения задолженности:

  • напрямую взыскателю;
  • через приставов;
  • из электронного кошелька;
  • через личный кабинет на сайте банка;
  • в банковском отделении.

В первом случае взыскатель после получения денежных средств отправляет приставам-исполнителям ходатайство (просьбу) об отзыве ИД в связи с тем, что требования, содержащиеся в документе, фактически выполнены. Если оплата производится через сервис ФССП, сотрудник, ведущий дело, сразу может завершать ИП путем оформления постановления.

Возращение исполнительного документа

ИД может быть возвращен взыскателю по причинам, указанным в ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229. В частности, это возможно, если:

  • взыскатель требует возврата;
  • приставу не удается найти должника или его имущество;
  • выполнение требований ИД должником невозможно;
  • взыскатель отказался от изъятия не проданного на аукционе имущества;
  • взыскатель препятствует работе пристава;
  • должника выдворили из страны по решению суда (применимо при взыскании штрафов с иностранцев и лиц без гражданства).

Если инициатором закрытия ИП не является взыскатель, пристав оформляет акт с описанием обстоятельств, помешавших выполнению требований ИД. Впоследствии взыскатель сможет заново направить исполнительный документ и заявление о возбуждении ИП (в течение полугода).

Ликвидация или банкротство должника

В случае ликвидации компании ИП завершается, документы направляются судебным приставом-исполнителем в ликвидационную комиссию в течение 3 дней после вынесения постановления об окончании исполнительного производства. При этом исключение из ЕГРЮЛ записи об индивидуальном предпринимателе не повлечет окончания ИП, т. к. предприниматели отвечают по долгам всем своим имуществом.

При банкротстве ИД направляется арбитражному управляющему. Основанием для этого является получение приставом решения суда о признании должника банкротом. После направления указанным субъектам ИД взыскатель взаимодействует уже с ними, а не с ФССП.

Истечение срока давности по исполнительному документу

Срок давности предъявления ИД к исполнению составляет по общему правилу 3 года, отсчитываемых от даты вступления в силу решения суда (п. 1 ст. 21 ФЗ № 229), хотя в частных случаях сроки могут определяться и иначе. Например, ИД о наложении административного взыскания может быть предъявлен в течение 2 лет.

Важный момент: в рассматриваемый срок не включаются следующие периоды:

  • нахождение ИД на исполнении (в ФССП, банке должника и т. д.);
  • частичное исполнение требований ИД должником (например, погашение части долга);

С началом обозначенных выше периодов происходит перерыв предъявления ИД к взысканию — это значит, что по исчезновении указанных обстоятельств течение срока давности начинается заново. Например, после возврата взыскателю исполнительного листа в связи с тем, что приставу не удалось найти имущество должника, у первого снова есть 3 года на обращение в ФССП.

Действия пристава

Закрытие производства оформляется ведущим его приставом, который действует в такой последовательности:

  1. Выносит постановление об окончании исполнительного производства.
  2. Направляет постановление не позднее дня, следующего за днем оформления, следующим лицам:
  • взыскателю;
  • должнику;
  • выдавшему ИД органу;
  • организациям, удерживающим периодические платежи (например, по месту работы должника)
  • организациям, участвовавшим в розыске детей, имущества или банковских счетов.

Если должником не были исполнены обязательства по части оплаты исполнительского сбора, вместе с окончанием пристав имеет право на осуществление повторного ИП по данным обязательствам в прежнем порядке (ч. 7 ст. 47 ФЗ № 229).

Вынесение постановления

Постановление пристава должно соответствовать требованиям ст. 14 ФЗ № 229. Форма данного документа на стадии окончания ИП утверждена приказом ФССП от 11.07.2012 № 318, но она не является обязательной к применению.

Согласно правилам, в постановлении должна содержаться следующая информация:

  • данные пристава;
  • дата окончания ИП;
  • наименование и адрес ФССП;
  • сведения об истце (взыскателе);
  • номер ИП;
  • объем удовлетворения требований по ИД;
  • основание окончания производства;
  • дата завершения процедуры;
  • перечень лиц, которым направляются копии документа;
  • срок обжалования (он составляет 10 дней).

Что происходит с исполнительным документом?

Если дело закрыто в связи с исполнением требований ИД, пристав делает в нем соответствующие отметки и направляет взыскателю копию постановления. ИД хранится в материалах производства.

Исполнительные документы возвращаются взыскателю по его требованию в связи с невозможностью исполнения требований документов и по другим основаниям, предусмотренным ст. 46 ФЗ № 229. В ИД приставом ставится пометка о полном или частичном выполнении обязательств. Если причиной возврата стало одно из оснований, предусмотренных указанной статьей, это указывается в ИД. Там же отражаются сумма уже взысканных средств и периоды, когда ИП было открыто (ч. 2 ст. 47 ФЗ № 229).

Чем окончание исполнительного производства отличается от его прекращения?

Разобраться в этом вопросе позволит сравнительная таблица:

Должник исполняет требования ИД и т. п. (все причины указаны в ст. 47 ФЗ № 255)

ИП закрывается по причине смерти взыскателя или должника, при отказе взыскателя от изъятой вещи и по иным основаниям, обозначенным в ст. 43 ФЗ № 255. Выполнение требований ИД в этот перечень не входит

Есть возможность повторного предъявления ИД к исполнению

Закрытое производство означает невозможность повторного предъявления ИД к исполнению. Взыскателю придется заново принимать меры для возбуждения ИП, если это возможно (например, снова обращаться в суд)

Последствия окончания производства для сторон

В настоящее время между окончанием и прекращением ИП в плане последствий нет юридически значимых отличий, т. к. в обоих случаях:

  • с должника снимаются все обязательства, если задолженность была погашена;
  • пристав прекращает розыск имущества и денежных средств должника;
  • происходит отмена запрета на выезд за границу и арестов.

Важно помнить, что окончание исполнительного производства не означает для должника отмену обязательств по уплате исполнительского сбора. После вынесения постановления возбуждается ИП по этой части, если есть долги перед ФССП за совершение исполнительных действий. Если взыскатель требует повторного выполнения мер принудительного взыскания либо об этом ходатайствует руководитель ФССП или его заместитель, производство может быть возбуждено повторно (ч. 7 ст. 47 ФЗ № 229).

Итак, процедура окончания ИП подразумевает совершение судебным приставом-исполнителем процессуальных действий в определенной очередности: вынесения постановления, проставления отметок в ИД, уведомления заинтересованных лиц. Последствием является снятие всех ограничений с должника. В случаях если ИП окончено не в связи с выполнением требований ИД, последний возвращается взыскателю и может быть предъявлен им повторно через некоторое время.

ОКОНЧАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Основания, порядок и последствия окончания исполнительного производства регламентируются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). Разъяснения по отдельным вопросам, в том числе по вопросу окончания исполнительного производства, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 50) (п. п. 34 — 38).

Основания окончания исполнительного производства

Основания окончания исполнительного производства закреплены в ст. 47 Закона об исполнительном производстве. К ним относится:

1) фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 данного Закона;

4) возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

5) ликвидация должника-организации и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 данного Закона;

6) признание должника банкротом и направление исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 69.1 и ч. 4 ст. 96 данного Закона;

7) направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

8) истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 данного Закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

Приведенный перечень является исчерпывающим.

При этом некоторые из названных оснований нуждаются в дополнительном уточнении.

Как разъяснено в п. 35 Постановления Пленума ВС РФ N 50, окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.

Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.

Согласно п. 36 Постановления Пленума ВС РФ N 50 фактическое исполнение исполнительного документа (полностью или в части) может состояться при проведении судебным приставом-исполнителем зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства.

Оформление окончания исполнительного производства

Как предусмотрено ч. 3 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.

В случае если исполнительное производство окончено в связи с полным или частичным исполнением требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель делает соответствующую отметку в исполнительном документе (ч. 2 ст. 47).

Постановление об окончании исполнительного производства должно соответствовать требованиям ст. 14 Закона об исполнительном производстве, кроме того, в нем (за исключением случая окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах) указывается на отмену розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений (ч. 4 ст. 47).

Копии постановления об окончании исполнительного производства направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Требование п. 2 на практике зачастую не исполняется, в связи с чем соответствующий суд, орган или должностное лицо не всегда располагают сведениями об окончании исполнительного производства.

Постановление об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в порядке, предусмотренном КАС РФ (гл. 22), а также АПК РФ (гл. 24).

Последствия окончания исполнительного производства

Как уже было сказано, окончание исполнительного производства предполагает (кроме указанных в Законе случаев исключений) отмену розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений.

В случае если на момент окончания исполнительного производства не исполнены (полностью или частично) постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель возбуждает самостоятельное исполнительное производство на основании указанных постановлений (кроме окончания исполнительного производств в связи с невозможностью установления местонахождения должника или его имущества, отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, отзывом исполнительного документа судом, органом или должностным лицом, его выдавшими, ликвидацией должника-организации, а также признанием должника банкротом) (п. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

При этом по общему правилу окончание исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации, а также признанием должника банкротом предполагает направление исполнительного документа соответственно в ликвидационную комиссию (ликвидатору) либо арбитражному управляющему.

Важно отметить, что окончание исполнительного производства не исключает возможность повторного предъявления исполнительного документа к исполнению (в отличие от прекращения исполнительного производства). Согласно ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

(Шайхутдинов Е.М.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «В каких случаях приставы могут окончить исполнительное производство» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru