В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Как узнать старшего судебного пристава?».
Функции старшего судебного пристава
Функции старшего судебного пристава, как следует из ст. 10 Закона о судебных приставах, предполагают не только его организующую и контролирующую роль, как руководителя подразделения, но также осуществление им специальных и процессуальных полномочий, предусмотренных законом.
Старший судебный пристав назначается на должность и освобождается от должности Главным судебным приставом органа юстиции субъекта Российской Федерации. Он является руководителем подразделения судебных приставов и несет предусмотренную законодательством ответственность за деятельность подчиненного ему подразделения. В случае временного отсутствия старшего судебного пристава его обязанности, согласно приказу Главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, возлагаются на одного из судебных приставов-исполнителей.
К организационно-контрольным полномочиям старшего судебного пристава относятся:
• руководство деятельностью подразделения;
• учет нагрузки сотрудников и распределение в связи с этим работы;
• контроль за исполнением подчиненными служебных обязанностей;
• планирование работы подразделения;
• руководство работой канцелярии подразделения;
• учет и систематизация законодательства практики исполнения судебных актов;
организация ведения статистической, финансовой отчетности, материально-технического обеспечения подразделения;
• координация работы подразделения с другими подразделениями, правоохранительными органами;
• контроль за исполнением сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка;
, прием посетителей, работа по заявлениям и жалобам;
, организация и контроль за повышением профессиональной подготовки судебных приставов подразделения, подбор и расстановка кадров, создание кадрового резерва подразделения;
• анализ деятельности судебных приставов-исполнителей, сроков исполнения, обоснованности обжалования действий либо бездействия судебного пристава-исполнителя, возврата исполнительных документов, соблюдения финансовой дисциплины.
Данный перечень не является исчерпывающим, но охватывает основные направления деятельности подразделения.
К специальным полномочиямстаршего судебного пристава следует отнести организацию и контроль за деятельностью судебных приставов подразделения, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, в части:
• условий и пределов применения ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
• выполнения распоряжений председателя суда (а также судьи или председательствующего в судебном заседании) о применении к физическим лицам мер процессуального принуждения, предусмотренных законом;
• обеспечения охраны зданий судов, находящихся там помещений и поддержание общественного порядка;
• координации действий судебных приставов подразделения со специализированными подразделениями органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей, а также с конвойной службой;
• прохождения ими специальной подготовки и периодической проверки на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы и специальных средств.
К специальным полномочиям старшего судебного пристава сле-ДУет также отнести распоряжение текущим счетом по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов и контроль за правильным расходованием денежных средств, находящихся на нем.
В рамках процессуальных полномочийстарший судебный пристав:
• на личном приеме рассматривает и принимает к разрешению жалобы и заявления, относящиеся к его компетенции;
• контролирует соблюдение сотрудниками подразделения сроков, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа от 4 марта 1980 г,) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
В соответствии с процессуальными правомочиями, предусмотренными Законом об исполнительном производстве, старший судебный пристав:
• дает письменное разрешение на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем в нерабочие дни и в ночное время (п. 4 ст. 12);
• разрешает вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя (п. 3 ст. 43);
• утверждает направляемое в суд судебным приставом-исполнителем заявление о взыскании с должника среднего заработка взыскателя за время вынужденного прогула при невыполнении должником требования о восстановлении на работе (ст. 74).
Кроме того, он в соответствии с п. 1 ст. 26 названного Закона утверждает составленный судебным приставом-исполнителем акт о невозможности взыскания в случаях:
• если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (в тех случаях, когда розыск должника или его имущества не предусмотрен);
• если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными;
• если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа;
• если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает восемь случаев, когда постановление, вынесенное судебным приставом-исполнителем, подлежит утверждению старшим судебным приставом,а именно:
1) о возвращении исполнительного документа взыскателю — если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождение имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках либо иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ст. 26);
2) об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка—вслучае отсутствия сведений о месте нахождения должника по исполнительным документам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, либо возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а также по исполнительным документам об отобрании ребенка (п. 1 ст. 28);
3) об отводе переводчика или специалиста— если они являются родственниками сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересованы в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в их беспристрастности (п. 4 ст. 43). Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом;
4) о возвращении исполнительного документа в суд или в другой орган, его выдавший,— в случае невозможности его исполнения (п. 4 ст. 73);
5)о взыскании расходов по совершению исполнительных действий— в случае отнесения их на счет федерального бюджета, а также о возмещении органу или лицу расходов по совершению исполнительных действий (п. 4ст. 84);
6) о наложении штрафа— в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения в установленный судебным приставом-исполнителем срок (п. 4 ст. 85);
7) о наложении штрафа— в случае невыполнения гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, утраты исполнительного документа либо несвоевременного его отправления, предоставления недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, несообщения должником об увольнении с работы, о новом месте работы или новом месте жительства (п. 1 ст. 87);
8) о приводе— в случае уклонения без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий.
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы
5. Полномочия старшего судебного пристава
Полномочия старшего судебного пристава определены ст. 10 Закона о судебных приставах, Законом об исполнительном производстве, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Реализуя свои полномочия, старший судебный пристав:
— организует работу подразделения судебных приставов;
— обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве;
— организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
— в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;
— взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;
— организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений подразделения судебных приставов;
— организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
— издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;
— имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение должностного лица подразделения судебных приставов — подчиненного ему судебного пристава;
— является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов);
— осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;
— в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя;
— осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами о судебных приставах и об исполнительном производстве, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя.
При исполнении обязанностей судебного пристава-исполнителя на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные для судебных приставов-исполнителей законами о судебных приставах и об исполнительном производстве, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Старшие судебные приставы и их заместители наделены правом на хранение, ношение, применение оружия и специальных средств.
Кроме того, старший судебный пристав вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ.
Изменения в службе судебных приставов России на 2019 год
На территории РФ сегодня работает большое количество структур силового назначения. Главной целью подобной организаций является обеспечение прав, свобод человека. Помимо этого, некоторые структуры занимаются реализацией государственной службы. Все подобные органы являются прямым доказательством важности их работы в нашей стране. Однако выполнение всяческих функций со стороны государства может происходить в различных проявлениях. Например, полиция озадачена соблюдением правопорядка, а суды осуществляют процессы правосудия.
В итоге государство имеет доступ в большинство сфер жизнедеятельности каждого гражданина РФ. Помимо всех известных органов в виде ФСБ, прокуратуры и пр., есть также более специфические структуры, к которым также относится служба судебных приставов (ФССП). Задачами этого органа является контроль и регулирование отношений в области исполнения актов ведомства правосудия.
ФССП – орган власти исполнительного характера, в сферу деятельности которой входит организация выполнения судебных актов. Структура работает в составе Минюста. И в данной статье мы рассмотрим, какие изменения ожидают эту службу на 2018-2019 год.
Что может измениться в ФССП
В грядущем году для всех работников Минюст собирается вводить дополнительные требования, которые касаются квалификации сотрудников. Согласно новым критериям, будут увольняться или понижаться в должности те, у кого нет дипломов о высшем образовании (специальность экономика или юриспруденция). Как показывает статистика, в категорию риска попадает более 5 тысяч человек. Эта цифра составляет около 25% штата всей структуры.
Данная реформа по заявлениям ФССП сократит количество работников до 300 человек в некоторых регионах. Такое расположение дел уже вызвало негодование со стороны работников этого органа, потому как такое количество сотрудников будет не в состоянии справиться с текущей нагрузкой. В результате произойдет заметное снижение качества проделываемой работы.
Определение реформ на 2019 год
В 2016 году президент инициировал разработку совершенно нового законопроекта в области исполнительного производства. Новоиспеченный закон нацелен на полную замену текущих нормативных документов, которые осуществляют свою деятельность еще 1997 года.
Основным нововведением является то, что с начала текущего года судебные приставы относятся к особой категории госслужащих.
Таким образом, сотрудники получают:
- Звания.
- Гарантии социального характера.
- Дополнительные выплаты и другие преимущества.
Весь штат разделяется на категории:
- Приставы, которые осуществляют деятельность в судах.
- Исполнительные приставы.
- Приставы-дознаватели.
Все привилегии полагаются только тем, кто обладает высшим образованием в юридической или экономической области.
Работники, которые не соответствуют текущей должности, будут переданы на рассмотрение к увольнению или понижению. Еще одним вариантом может быть предложение о возможности стать помощником приставов. Деятельность таких лиц заключается в подготовке документации.
Уполномоченные представители Минюста утверждают, что новая реформа способна обеспечить приток студентов, которым можно будет работать помощниками. Занять какую-либо должность возможно по факту окончания профильного ВУЗа по одному из двух направлений, о которых мы уже упоминали выше. Первой ступенькой в карьерной лестнице студента станет должность пристава-исполнителя.
Минюст также говорит о том, что реформа способна повысить статус специальности пристава как таковой. Снижение кадровой текучки позволит сделать должность достаточно привлекательной. Это позволит привлечь людей, обладающих высоким уровнем квалификации.
С приходом нового законодательства юристы также смогут трудоустраиваться. Особенно это касается тех, кто попал под сокращение в правоохранительных органах.
Инновацией также считается снижение количества филиалов в регионах. Небольшие подразделения будут совмещены в межрегиональные структуры ФССП. Такой подход позволит сократить расходы бюджетных денег.
Что говорят специалисты о новых реформах в органах ФССП
Вячеслав Лысаков (первый зампредседателя Госдумы в области КЗ) говорит, что такие нововведения повлекут за собой негативные последствия. Как показывает практика, судебные секретари обладают наименьшим уровнем заработной платы, если провести сравнение с иными силовыми структурами. Поэтому текучка среди кадров как была, так и останется. А этот показатель достигает уровня в 80%.
Зарплата самих приставов также не является соответствующей к рабочим условиям. Следовательно, реорганизация ФССП должна начинаться не с сокращения штата. Изначально целесообразно подтвердить статус должности путем повышения окладов и создания привлекательных условий труда.
Такие заявления поддерживает Дмитрий Горцов, который работает на должности заместителя председателя Госдумы по делам безопасности и противодействия коррупции. Как он утверждает, президент прямо не инициировал необходимость сокращать работников из органов МВД или ФССП. Глава государства говорил о сокращении неэффективных расходов денежных средств из бюджета. Результатом этого всего эти ведомства предпочли пойти по более простому пути – уволить основную массу людей.
Возможно, госаппарат услышал мнение Лысакова – с начала 2019 года работники ФССП могут рассчитывать на получение доли из взысканных ими денег. В лучшем случае об этом упоминается в обновленном законодательстве. За счет взысканных средств предлагается создавать специальные фонды. Такие нововведения позволят ввести систему поощрений для тех исполнителей, которые показали самые лучшие результаты по вопросу взысканий. Сегодня этот проект находится на общественном согласовании и обсуждении.
Какие полномочия будут добавлены приставам
В текущем году судебные приставы уже могут распоряжаться правом на вождение автотранспорта. В сферу обязанностей сотрудников ФССП входит возможность изымания прав у заядлых неплательщиков. Особенностью этого полномочия является то, что сотрудникам не требуется на это дополнительных решений суда. Условием для применения подобных мер считается словесное уведомление при личном разговоре. После этого данные поступают в ГИБДД, где приостанавливается действие лицензии на вождение. Санкция снимается сразу после погашения лицом всех задолженностей.
Такое нововведение касается всех людей, которые обязаны уплатить долг в размере от 10 000 рублей. Всех неплательщиков пугает перспектива дальнейшего расширения полномочий сотрудников Федеральной службы приставов.
Так, с 2019 года вполне вероятно, что должностные лица ФССП смогут изолировать доступ неплательщиков к госуслугам. Это коснется невозможности сдать экзамены на права или отказа в регистрации автомобиля или торговой марки.
Подводя итог, отметим, что пока до конца неизвестно, как будет происходить реформирование ФССП. Но в данной статье мы рассмотрели все возможные инновации, которые могут вступить в силу как в текущем, так и в 2019 году. Получится ли сделать работу судебным приставом престижной – покажет время. Пока остается только ожидать и надеяться на улучшение условий труда для сотрудников Федеральной службы приставов.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Как узнать старшего судебного пристава» в комментариях.