Как вести себя с коллекторами и судебными приставами

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Как вести себя с коллекторами и судебными приставами?».

Как вести себя с коллекторами

Немало заемщиков, попавших в затруднительную ситуацию и переставших выплачивать кредиты, вынуждены знакомиться с людьми, называемыми в народе «коллекторами». Их работу бурно обсуждают на тематических форумах в интернете, снимают телевизионные передачи, пишут заметки в газетах и журналах.

Но все возникающие споры не могут дать однозначного ответа на вопрос как вести себя с коллекторами, если они начали звонить, писать или приходить домой. Из разрозненных советов можно подобрать небольшой набор правил, позволяющих сделать такое общение не столь неприятным или в целом свести его к минимуму.

Если начали звонить

Обычно впервые о коллекторах, занимающихся проблемной задолженностью, заемщик, не внесший несколько текущих платежей по своим кредитам, узнает по телефону. При этом не всегда сначала звонят из банка, последний может сразу передать все данные в специализированную организацию, например, если такая возможность предусмотрена кредитным договором.

При звонках от коллекторов стоит придерживаться следующих правил:

  • Начинать разговор следует с того, что звонящий должен представиться, сообщить о месте своей работы, основании звонка и т.д. Такая информация поможет в случаях, если коллекторы угрожают по телефону.
  • Никогда не сообщать своих персональных данных. Подобными вопросами человек, представляющий интересы банка, собирает обновленные сведения о заемщике, но это невыгодно должнику, т.к. может привести, например, к посещению коллектора места жительства.
  • Не вступать в спор, это ни к чему хорошему не приведет, только будут затрачены время, нервы, да в порыве эмоций заемщик может сообщить о себе важные данные. Пока задолженность не будет погашена, звонки продолжатся, несмотря на любые возражения.
  • Следует помнить, что договор был заключен с банком, поэтому коллекторам никто ничего не должен, кроме оплаты задолженности, если это право было передано по условиям договора.

Смена номера для избавления от звонков помогает редко, потому что в банке нередко есть номера родственников, знакомых, оставленных самим заемщиков при заполнении анкеты и звонить будут им, досаждая чужими проблемами. То же относится и к услуге «черный список», используемой для фильтрации нежелательных абонентов.

При поступлении угроз любого характера стоит на телефон установить программу записи телефонных разговоров и предупредить об этом звонящих. В случае продолжения следует обращаться в местное отделение полиции или прокуратуру по месту жительства. Обычно после этого угрожать перестают и начинают разговаривать вежливо, возможно, звонки вообще перестанут поступать.

Отдельно стоит отметить, если звонят коллекторы на работу или близким родственникам. Следует сразу подавать жалобу в правоохранительные органы, даже если никаких угроз не озвучивается, т.к. они не имеют права разглашать информацию о задолженностях.

Если написали письмо

Другая ситуация возникает, когда коллекторы не звонят, а пишут письма. Возможны два варианта – простая и заказная корреспонденция.

В первом случае неприятным может оказаться то, что получить письмо может совершенно не тот человек, кому оно адресовано. Так происходит, когда сменилось место жительства или в банке был указан только адрес прописки. Если заемщик хочет сохранить в тайне все свои проблемы, то ему стоит проверять почтовый ящик по адресу, указанному в качестве места проживания.

Если коллекторы присылают заказные письма, то решение об их получении принимает сам адресат. Нередко есть возможность увидеть конверт до заполнения бланка получения и в случае нежелательного отправителя можно отказаться от заполнения, тогда почтовое отделение через некоторое время просто вернет письмо отправителю.

Когда заемщик все-таки получил письмо, то стоит учесть следующие моменты:

  • Часто коллекторы высылают бумаги без оригиналов печатей и подписей, копии не являются юридически важными документами, так что можно не воспринимать их в качестве руководства к действию.
  • Будет правильно, если в ответ на письмо заемщиком будет отправлен коллекторам запрос на предоставление заверенных копий соглашений с банком, позволяющим тем предъявлять заемщику требования о возврате долга.
  • Если даже от коллекторов пришло исковое заявление, оно не имеет никакой силы, пока не придет повестка из суда, нет гарантии, что оно действительно передано на рассмотрение в судебные инстанции.

В целом, стоит отметить, что любые требования коллекторов, выраженные в письменном виде, можно игнорировать. Делать ничего не надо, потому что существует единственный полностью законный способ взыскания долгов – судебное решение, на основании чего у банка или коллектором появляется возможность обращаться к судебным приставам.

Если пришли домой

Наибольшие затруднения у заемщиков вызывают ситуации, если пришли коллекторы на дом. Здесь можно привести массу советов, как правильно вести себя, что делать в случае угроз и хулиганства с их стороны и т.д.

Нередко коллекторами работают бывшие сотрудники правоохранительных органов и при личном посещении они ведут себя вызывающе, как привыкли это делать на службе. Здесь важно придерживаться определенных советов, тогда такое посещение пройдет в наиболее безопасном для заемщика ключе.

  • Коллектор не имеет никаких законных прав входить в помещение, поэтому все его попытки проникнуть в него силой можно расценивать как преступление, стоит ему сообщить об этом при любых признаках проявления агрессии. Если не послушает, то сразу же звонить в полицию.
  • Первое, что должен предъявить коллектор – это заверенную копию соглашения с банком, на основании чего его агентство получило право требования долгов. Еще у сотрудника должна быть доверенность на его имя (оригинал).
  • Все документы, как и коллектора, следует сфотографировать. Никаких препятствий этому не должно поступать, иначе можно просто прекратить разговор до момента, когда представитель агентства будет готов к этому. Стоит весь разговор записать на телефон или видеокамеру.
  • Никаких денег ни в коем случае не передавать, даже если коллектор «пообещает» выдать взамен платежный документ, квитанцию и т.п. Если появились средства на погашение долга, то лучше перевести их в банк, как и делалось раньше.

Если такие посещения неприятны, даже при отсутствии угроз, необходимо обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением об оказании на свою персону давления и вымогательства.

Ничего другого делать не надо, любые действия могут быть расценены, в свою очередь, коллектором, как хулиганство и получит право на заемщика подать жалобу в полицию.

Пускать в дом коллекторов не только необязательно, но и нежелательно. Во-первых, так будет сложнее прекратить разговор, т.к. выгнать его можно будет только силой, причинив, возможно, телесные повреждения. Во-вторых, заемщику невыгодно, чтобы посторонние люди могли оценивать его благосостояние.

Узнав о наличии дорогостоящих вещей в доме, агентство может подать ходатайство в суд о наложении ареста на них и в последующем за счет их принудительной продажи попытаться взыскать задолженность.

В большинстве случаев, если возможность погасить долг так и не появляется, то лучшим вариантом станет не сотрудничество с коллекторами. Значительно проще и безопасней для заемщика общаться с судебными приставами, чья деятельность регулируется законом в большей степени, чем работа коллекторов.

Поэтому стоит добиваться от банка подачи судебного иска и последующей передачи решения в службу судебных приставов.

Долгами не пугают

Подготовило памятку управление Федеральной службы судебных приставов по Москве. Как подчеркивают авторы документа, нередко в сферу внимания коллекторов попадает не только сам должник, но его родственники, друзья, знакомые. В результате количество пострадавших от хамства и произвола увеличивается в несколько раз.

Отдавать долги надо, это безусловно. Но требовать вернуть долги следует строго в рамках законах, то есть без грубостей. Как себя вести, если вы имеете займы и просроченные обязательства?

«Прежде всего необходимо внимательно относиться к финансовым документам, — подчеркивают судебные приставы. — Необходимо сохранять свои экземпляры документов, подписанных при оформлении кредита (займа), в период исполнения договора и в течение трех лет после возврата долга. Особенно внимательно хранить все квитанции и расписки о погашении долга».

Три года — это срок исковой давности. Сохраненные документы — страховка от проблем.

Если где-то возникнет путаница и кто-то предъявит претензии по давно погашенным долгам, квитанции станут достойным ответом истцам. В случае если к вам кто-либо обращается с требованием о погашении долга, то не общайтесь анонимно, — советуют судебные приставы. — Если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет (при личной встрече требуйте предъявлять документы, при этом действующее законодательство Российской Федерации не запрещает вам просить копии этих документов, либо их фотографировать)».

Если кредитор применяет неправомерные методы воздействия, то есть грубит, угрожает и т.п., включайте диктофон или видеозапись. Как правило, предупреждение, что разговор будет записан, помогает оппоненту быть более корректным. Если вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков и сам разговор. Пресекайте попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы. При этом сами сохраняйте спокойствие и выдержанность. Разговаривайте конструктивно, только о долге и вариантах его погашения или вариантах, которые предлагает кредитор или его представитель. Приставы подчеркивают, что кредитор и тем более коллектор заинтересованы в сохранении конструктивного общения и, как правило, готовы на различные «бонусы» для должника (реструктуризация, рассрочка, списание пеней, части долга, замена предмета обязательства, например, денег на какое-либо ликвидное имущество и т.п.).

Как общаться с коллекторами: советы судебных приставов

Автор: газета Борьба · 23.03.2019 09:00

Специалисты управления Федеральной службы судебных приставов по Москве выпустили специальную памятку для всех граждан, пишет Российская газета. Как подчеркивают авторы документа, нередко в сферу внимания коллекторов попадает не только сам должник, но его родственники, друзья, знакомые.

В результате количество пострадавших от хамства и произвола увеличивается в несколько раз. Приставы говорят, что долги отдавать надо. Но требовать вернуть деньги следует строго в рамках закона – без грубостей. Как же себя вести, если вы столкнулись с коллектором?

«Прежде всего необходимо внимательно относиться к финансовым документам, — подчеркивают судебные приставы. — Необходимо сохранять свои экземпляры документов, подписанных при оформлении кредита (займа), в период исполнения договора и в течение трех лет после возврата долга. Особенно внимательно хранить все квитанции и расписки о погашении долга». В случае если к вам кто-либо обращается с требованием о погашении долга, то не общайтесь анонимно, — советуют судебные приставы. — Если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет (при личной встрече требуйте предъявлять документы, при этом действующее законодательство Российской Федерации не запрещает вам просить копии этих документов, либо их фотографировать)».

Если кредитор применяет неправомерные методы воздействия – грубит, угрожает — включайте диктофон или видеозапись. Как правило, предупреждение, что разговор будет записан, помогает оппоненту быть более корректным. Если вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков и сам разговор. Пресекайте попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы. При этом сами сохраняйте спокойствие и выдержанность. Разговаривайте конструктивно, только о долге и вариантах его погашения или вариантах, которые предлагает кредитор или его представитель. Приставы подчеркивают, что кредитор и тем более коллектор заинтересованы в сохранении конструктивного общения и, как правило, готовы на различные «бонусы» для должника (реструктуризация, рассрочка, списание пеней, части долга, замена предмета обязательства, например, денег на какое-либо ликвидное имущество и т.п.).

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Как вести себя с коллекторами и судебными приставами» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru