В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Законы которыми руководствуется судебный пристав исполнитель?».
Обязанности и права судебных приставов-исполнителей
1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:
принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 213-ФЗ)
объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)
осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)
проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)
при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина — ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;
(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)
при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)
совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)
Электронная библиотека
Лица, содействующие исполнительному производству, не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и привлекаются для выполнения своих специфических обязанностей, той или иной служебной либо иной функции, которая может иметь как однократный, так и многократный характер. Участие указанных лиц в исполнительном производстве обусловлено не их личным желанием либо желанием иных лиц, а требованием закона. В эту группу входят переводчики, понятые, специалисты, хранители имущества и другие лица.
Согласно ст. 58 закона об исполнительном производстве, переводчиком может быть лицо, отвечающее следующим требованиям:
· достигшее возраста 18 лет;
· владеющее языками, знание которых необходимо для перевода.
Участие в исполнительном производстве переводчика реализует принцип национального языка исполнительного производства, который характерен для ряда процессуальных отраслей права, в том числе исполнительного производства (ст. 9 ГПК РФ, ст.58 закона об исполнительном производстве).
По общему правилу, при совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить
переводчика. Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.
Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. В данном случае можно было бы использовать ст. 307 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования. Однако исполнительное производство не связано ни с судебной деятельностью, ни с предварительным следствием, поэтому в этой части требуются изменения данной статьи УК РФ.
В статье 63 закона об исполнительном производстве предусматривается возможность заявления отвода переводчику, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.
По общему правилу при наличии оснований для отвода переводчик обязан заявить самоотвод. Однако если он этого не делает, отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Вопрос об отводе переводчика решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление (ч. 4 ст. 63 закона об исполнительном производстве). Утверждение данного постановления со стороны старшего судебного пристава, как это было предусмотрено ранее, не требуется. Отказ в удовлетворении отвода переводчика может быть обжалован в порядке подчиненности или в суде (ст. 123 и 128 закона об исполнительном производстве).
Понятые – это лица, присутствие которых обязательно при совершении исполнительных действий, таких как вскрытие помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам; осмотр; арест; изъятие и передача имущества должника.
К понятым предъявляются определенные требования:
· достижение 18-летнего возраста;
· отсутствие заинтересованности в совершении исполнительных действий, родственных или свойственных отношений с лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчиненности и подконтрольности этим лицам.
Количество понятых должно быть не менее двух.
Закон об исполнительном производстве не предусматривает возможности отвода понятых, но наличие заинтересованности может служить основанием для устранения понятого из исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, а если этого не происходит – то основанием для обжалования действий судебного пристава-исполнителя взыскателем или должником в суде в порядке, предусмотренном ст.128 закона об исполнительном производстве.
В статье 60 закона об исполнительном производстве перечислены права и обязанности понятых.
Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в указанный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно. Перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему обязанности и права понятого.
Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени.
Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством РФ.
Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Общие положения об участии специалиста в исполнительном производстве содержатся в ст. 61 закона об исполнительном производстве. Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний. Вопрос о привлечении специалиста в исполнительное производство решается
судебным приставом-исполнителем, который руководствуется законом (в тех случаях, когда назначение специалиста обязательно), собственным усмотрением или просьбой сторон.
Специалист должен быть лицом незаинтересованным. Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для сомнений в его беспристрастности, является поводом для заявления ему отвода (ст. 63 закона об исполнительном производстве).
Функции специалиста в исполнительном производстве схожи с функциями эксперта в гражданском и арбитражном процессах. Однако эксперт привлекается определением суда, а специалист – постановлением судебного пристава. Заключение эксперта имеет строго установленную законом форму, а к заключению специалиста таких требований не предъявляется. Единственное требование – специалист дает в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывает техническую помощь (ч. 2 ст. 61 закона об исполнительном производстве).
Специалист имеет право: знать о своих обязанностях, получить вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий, знать о возможности применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения (хотя применение ст. 307 УК РФ в данном случае вызывает большие сомнения).
Специалист обязан: явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий.
Общие случаи участия специалиста в исполнительном производстве предусматриваются самим законом об исполнительном производстве. Так, если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста (ст. 85 закона об исполнительном производстве).
В то же время имеются частные примеры необходимого участия специалиста в исполнительном производстве. Так, согласно ч. 2 ст. 85 закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан привлечь специалиста (оценщика) для оценки:
· ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
· имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
· драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
· коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
· предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
· вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 000 руб.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Закон о судебных приставах
Федеральная служба судебных приставов – это государственный орган, обеспечивающий установленный порядок деятельности структурных подразделений судебной системы (судов общей юрисдикции, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов) , осуществляющий принудительное исполнение судебных актов, руководствуясь при этом законом об исполнительном производстве и исполняющий законодательства по делам, отнесенным к уголовно-процессуальному законодательству РФ в рамках уголовного судопроизводства. Согласно действующему российскому законодательству, в своей деятельности судебные приставы руководствуются рядом законодательных документов, в которых Конституция РФ, Закон о судебных приставах и Закон об исполнительном производстве составляют основу правовой базы этой сферы общественных отношений. Рассмотрим более подробно Федеральный закон № 118-ФЗ от 21.07.1997года «О судебных приставах».
Нормативно-правовой акт включает в себя определенную структуру, он состоит из 6 полных глав, которые подразделяются на 25 статей. Практически каждый федеральный закон в первой главе содержит общие положения документа, закон о судебных приставах не является исключением. Статьями 1-2 закона регламентируются задачи и правовые основы деятельности судебных приставов в российской системе исполнительных органов, при этом статья 2.1. устанавливает возможности использования слов «пристав» и «судебный пристав» в какой-либо сфере деятельности. Порядок назначения на должность судебного пристава, равно как и требования, предъявляемые к лицу относительно должности, организация деятельности службы судебных приставов и условия освобождения от должности установлены содержанием статей 3-6.
Полномочия по организации деятельности службы судебных приставов каждой категории регламентируются статьями главы 2. Так, статья 7 определяет полномочия Министерства юстиции Российской Федерации, ст.ст. 8-9 – полномочия главного судебного пристава РФ и субъекта РФ, статья 10 – старшего судебного пристава. Обязанности и права судебных приставов в полном объеме прописаны в статьях главы 3. Обязанности и права приставов по обеспечению порядка в судах установлены статьей 11, права и обязанности судебных приставов-исполнителей – статьей 12. Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций осуществляется в соответствии со статьей 13 закона о судебных приставах, статья 14, при этом устанавливает обязательность требования государственного органа. Статьями 15-18 зафиксированы условия и пределы применения судебными приставами физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении своей деятельности. Ответственность судебных приставов, контроль и надзор за их деятельностью осуществляются согласно содержанию статьи 19.
Глава 4 фиксирует гарантии социальной и правовой защиты судебных приставов при осуществлении их деятельности. Статьями 20-21 закреплены страховые гарантии и право на возмещение ущерба, а также материальное обеспечение и другие меры социальной защиты. Статьями 22-23 главы 5 закона о судебных приставах установлено финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов. Глава 6 является заключительным положением законодательного документа, ее статьи 24-25 регулируют вступление настоящего закона в законную силу и устанавливают переходные положения относительно иных правовых документов.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Законы которыми руководствуется судебный пристав исполнитель» в комментариях.